|
|
|
|
Сайт всех тех, кто когда-либо учился или работал в нашем интернате

Уроки Веры Павловны

  Как-то мы задали Верочке Палне вопросы о математическом мышлении. В чем его особенность? Правда ли, что математики думают формулами? Нам было вполне ясно про химика и физика, тем более про инженера или даже музыканта, а вот про математика - нет.
Ее ответы нас озадачили.
- Почему предметы имеют форму?
  После этого вопроса земля как-то очень быстро ушла из-под наших ног... Мы "зависли" в вакууме понятий без точек опоры... Вдруг стало ясно, что нам что-то приоткрылось. Как бы в новое измерение заглянули. Причем в такую бездну, что слегка закружилась голова. Это увлекало!
  Увлекало - не то слово! Расширение горизонта понятий завораживало нас, гипнотизировало и сладко манило к себе с неведомой нам силой!
- Что такое "смысл"? Откуда он берется в слове "РАЗДЕЛ" или в цифре "0"? Куда он прячется в самом слове "СМЫСЛ"?
  Мы опять "поплыли", и даже не заметили как... Фокус со словом "СМЫСЛ" оказался "многоэтажным", и опять приятно кружилась голова! Как будто снова в другом измерении вынырнули.
  Верочка Пална слегка, полунамеком очерчивала ориентиры... Неведомая бездна новых понятий стала нас манить еще больше! Мы готовы были с головой туда окунуться! Вперед! Скорее! В Новое, В Неведомое...
- Почему окружающие нас объекты поддаются "типизации"? Например, животных и растения можно объединять в роды и виды.
  Этот вопрос оказался покрепче железобетона! Типизация была везде. Повсюду. От нее невозможно было скрыться или избавиться! Мы с удивлением обнаружили, что говорим прозой, как Журден, знаменитый Мольеровский персонаж... Ощущение сопричастности к чему-то большому, пока еще не вполне осознанному, к безудержному полету мысли, к Неведомому, наполняло и опьяняло нас. Фантастические романы Уэллса стали вдруг казаться примитивными. Они остались где-то слегка позади!
  Мы поняли самое важное - границ для мысли нет! Для НАШЕЙ СОБСТВЕННОЙ мысли! Еще мы поняли, что надо думать СВОЕЙ головой и жить СВОЕЙ жизнью.
- Чем простота отличается от сложности? Можно ли сложное сделать простым? В каких единицах измерять "сложность"?
  Много позже, когда я услышал фразу: "наука делает сложное простым, непонятное - понятным", - сразу же вспомнил Верочку Палну... А пока нам всем было ясно: она УМЕЕТ это делать! Верочка Пална с изящной легкостью сложное для понимания делала для нас простым.
- Что из трех больше и тяжелее: Слава, Достоинство или Геройство? Можно ли их измерить? (ответ на этот вопрос примерно в 1980-е годы нашел наш замечательный математик В.В. Налимов)
- Как соотносятся слова "САМОЛЮБИЕ" и "СЕБЯЛЮБИЕ"?
  Это она только что придумала, чтобы нас "завести". Мы тут же бросились наперебой в объяснения...
  - Не спешите. Давайте этот вопрос внесем в анкету-опросник, а результаты анкетирования обсудим вместе, всем классом? Мне кажется это будет интересно.
. . .
  Первое анкетирование в нашей жизни. Сами все подготовили и провели.
По жаркому обсуждению результатов анкетирования мы поняли: - Думать приятно!
  Верочка Пална разбудила нашу мысль!
. . .
  А вот вопросы, которые мы уже сами сформулировали. Конечно, под "присмотром" Верочки Палны.
- Чем цифры отличаются от букв? (Не спешите: римские цифры = буквы!)
- Почему для записи большого числа требуется меньше символов, чем для записи обратного ему, маленького, числа?
  Она похвалила, сказала, что для начала неплохо.

Ясень и бук
 Вместо рубахи не носите брюк вы,
 Вместо арбуза не просите брюквы,
  цифру всегда отличите от буквы,
 Но различите ли ясень и бук вы?
Яков Козловский
(из книги "О словах разнообразных,
одинаковых, но разных").

  Наш вопрос про цифры и буквы скорее всего был индуцирован Яковом Козловским, но это была ВСЕГО ЛИШЬ индукция. Не плагиат! Точно!
  Так Вера Павловна учила нас мыслить, а не просто "алгебраически" складывать и вычитать. Мы и методику ее преподавания поняли: - разбудить нашу мысль, заставить нас САМИХ задавать СЕБЕ вопросы. Но не только задавать, а пытаться САМИМ на них ответить. Искать ответы САМОСТОЯТЕЛЬНО, ну или почти самостоятельно, но обязательно на СВОЙ интерес!
  Она давала нам не сами ориентиры, а указывала на них направления. "Додуматься" до ориентира, найти его было теперь "делом техники". Но ощущение: "это я сам, я первый это нашел" накрепко, якорем собственного открытия удерживалось в душе.
Еще она могла "в одно касание" объяснить туманные для нас интегралы и дифференциалы.
  - Интегрирование - это как бы обобщенное суммирование. Например, "интегральная оценка" - суммарная оценка. А дифференцирование позволяет быстро находить максимумы и минимумы.
  Ну, про максимумы и минимумы мы уже проходили, а легкость ее объяснения вызывала в нас уверенность: Верочку Палну можно спросить про ВСЕ и она ответит так, что будет ясно ВСЕМ. Даже двоечникам!
  Кстати, двоечников для Веры Палны не существовало. В привычном понимании. Она каждому находила подходящую "нишу". Ну не здесь, так в другом месте, но КАЖДЫЙ пригодится обязательно!
  Со всеми общалась ровно. Никого не выделяла. Нам ВСЕМ это нравилось, хотя чувство легкой ревности “цепляло”, когда точно так же задорно, как только что с тобой, она начинала общаться с кем-то другим.
  Нам было легко с Верочкой Палной.

Б. Крехнов, 2010

Ещё о В.П.Денисовой: В городе


Изумрудный дым

50letie

  Это лучше читать примерно в апреле, когда появляется первая зелень. Или чуть пораньше. Чтобы быть готовым. Чтобы заранее подготовиться.

 Из окон нашего класса, если смотреть чуть правее, всегда были видны березки вокруг пионерлагеря МИД (Сейчас это территория курорт-парка "СОЮЗ"). За Любосеевкой. На пригорке. Однажды весной березки покрылись прозрачным зеленым туманом. Это было какое-то нетканое чудо! Хотелось смотреть на них снова и снова! Беззвучно пел в душе Некрасовский "зеленый шум". Идёт, гудёт...

  Довольно бысто лист вырос и огрубел. Цвет листочков тоже изменился и стал более насыщенным. Не было уже такой зеленоватой прозрачной дымки. Пропала. Но само это зеленое чудо запомнилось. С датами. Про запас. До следующего года...

  На следующий год точно в это же время как будто внутренний звоночек прозвенел. Скорее, к окну! Почему класс заперт? Почему стемнело?.. Досада взяла: - Неужели прозевал? Еле дождался утра. Напрасная досада, не прозевал - "зеленый шум" наполнял взгляд. Нежная прозрачность!

  Называть его "зеленым шумом" не очень хотелось. Во-первых, это не личное, а некрасовское. Во-вторых, слово "шум" не точно отражало ощущения. Намеки ощущений. Скорее, это был туман, дымка, но не особо... Впервые слов не хватало...

  На третий год, намного загодя, стал готовиться к урочной дате. Не прозевать - это было важнее всего! Вспоминалась прошлогодняя легкая досада. И вот он пришел. Этот миг! Вчера было еще рано. Зелень уже появилась. Была видна, но жидкая, как-бы намеками, на фоне темных ветвей. А сегодня уже самое оно! Зеленый туман. Зеленая дымка.

  Эту пору люблю всю жизнь. Всегда жду ее. Ловлю момент. За годы появились новые наблюдения. Например, облачка-деревья весной по берегам водоемов. Ивы, ветлы. Но березки вокруг пионерлагеря МИД были первыми. Приятно, что это было МОЁ открытие. Приятно, что это было в ту пору, в интернате.

И в душе своей
Через жизнь пронёс
Изумрудный дым
Молодых берез.

Это как-то само родилось, еще тогда. В возрасте 12 лет.

Примерно 1967 год, Б. Крехнов, вып. 1971


Мысли вразброд

Петя Кривицкий - хранитель времени.

Поселил the Beatles в динамике.
Поселил "жуков" в динамике
Показал нам мир в динамике.
Мир в динамике - в динамике!

Примерно 1966 год.

Это мы с Ниной Григорьевой сочинили минуты за три.
Тогда КВН был. Класс "А" против класса "Б". Требовалась сочинялка с обязательными словами: Белый, Синий, Летит, Блестит. В классе "А" капитаном был Петя Старцев, светлая ему память.

Наш паровоз вперед летит
Над лесом солнышко блестит
Трава на склонах зеленеет,
а небо белое ... синеет.

Примерно 1968 год.

Однажды вдруг захотелось выучить испанский язык. Сомбреро, кабальеро - какая-то другая, упругая мелодичность слов. Взял словарь и начал искать перевод любых слов - что в голову придет. В голову пришло про любовь.

Желание.

Не надо прятать взгляд заранее -
В душе первично лишь желание.
И мы его реализуем.
А если нет, то - протестуем.

Желание:

Едва лишь показав губами
Сказать чуть слышно: - Yo te amo...
И в той же трепетной манере
В ответ услышать: - Yo te quero...

Желание...

Примерно 1967 год.

Тогда еще Юрия Энтина никто не знал...

У бабули пирогИ
По форме как пирОги
Нам дорОги дОроги,
Нам дОроги дорОги.
Нам дорОги дОроги.
Не стойте на пороге
Нам дорОги дОроги,
Нам дОроги дорОги.

Примерно 1967 год.

Мы учились игре на гитаре. Иногда мелодию навевали слова.

Подобрал на дороге гитару
Подобрал на гитаре октаву
И мотив и слова как хотел
Подобрал и - слегка подобрел.

Примерно 1966 год.

Самоподготовка.
Мы обменивались впечатлениями о лете с Ирой Ляховой. Она так трепетно слушала и сопереживала, что как-то незаметно появилась... Сказочка.

О, море, как тебя люблю я
Когда бежишь ты в брег шумя.
Когда в безумном гневе, воя,
Поешь ты гимн богатырям.
Когда ты пляшешь на утесах
и ... бьешься в каменной клети.
Люблю тебя, о, мое море,
Когда ты в солнечной тиши
Играешь и ласкаешь берег.
Прохладой пенною в волне...
Когда по лунной, по тропе
Несешь ты сказку на себе.

Примерно сентябрь 1967

У Веры Палны День рожденья был весной.
Мы подарили ей апельсины. Тогда редкость - апельсины весной! Примерно в это же время какие-то гулянья народные проходили. То-ли Пасха была ранняя, то-ли Масленица поздняя...

Заветной старины веселый праздник
Мы вспоминаем, поздравляя Вас.
Примите, о Прекрасная на свете,
Подарок скромный в этот день от нас.
Наперекор всем козням злой зимы
Пускай небес не голубеют сини,
Вы улыбнитесь, посмотрите - мы
В такой вот день Вам дарим апельсины.
Чудесный, нежный, сочный, сладкий плод
В какой бы Вы ни увидали год,
В какой бы Вы ни увидали час,
Вы добрым словом вспоминайте нас...

Примерно 1968 год.

Почему при давке в городском автобусе ругаются.

Почему ты стал вдруг злым?
Чем-то я тебя обидел?
Если-б ты мне был родным
То таким сердитым не был!

Примерно 1966 год.

Страшнее дурака только дурак с инициативой.
Эта расхожая поговорка показалась мне тогда внутренне мелодичной...

Я скажу наверняка
Кто страшнее дурака.
Не садист, не фашист, не плешивый,
А дубина ... с инициативой.

Примерно 1966 год.

Не спугни.

Как чудно ночи коротки
В твоем отсеке этим летом.
Рассвет придет, мы не заметим
В твоем отсеке летом этим.
Да, тихо.
Слышно как комар летает,
Но нас с тобой не замечает.
А лист сухой уже кружит,
Беззвучно, не спеша слетает.
Прохлада ночи тихо тает...
Светает...
Как будто ночи коротки
в твоей пала-а-а-а-а..
А кто уже зевает?
А?
Куда уходит темнота?
Ее сменяет чистота.
Куда уходит серость ночи?
Цветными стали шторы...
Впрочем,
В твоем отсеке этой ночью
Кровати стали вдруг короче.

Примерно 1967 год.

Шок.
Когда вышла бессмертная рок-опера Юнона и Авось на стихи Андрея Вознесенского, некоторые ее обороты показались мне знакомыми. Дежа Вю. Как будто все это я уже видел. Или слышал... Когда-то. Шок.

После отбоя разбудишь
Ее ты из тумбочки вынешь,
Меня угостить не забудешь.
И больше ее не увидишь!
И сразу про все ты забудешь,
Как только почувствуешь сладко
как громко в ночи
сердечком стучит,
оберткой шуршит,
фольгою звенит,
хрустит на зубах,
течет на губах
Ночная твоя ... шоколадка...

Примерно 1966 год

Воскресным вечером тумбочки наполнялись сладостями.
А время после отбоя наполняло спальню шуршанием. Шуршание исходило из тумбочек...

Нет, рот не дерет нам столовая ложка.
Уж год как мы тут.
Повзрослели давно.
Но!
Когда станет темно,
Мы спим в воскресенье на вафельных крошках.

Примерно 1966 год

Тогда еще Владимира Вишневского и в помине не было.
Но короткий жанр так лаконично мудр!

Грезы

Мечтаю о разных и разнообразных,
О разнообразных и разных оргазмах!
* * *
Мечтаю о разных и разнообразных,
О нежных, напористых, ласковых, страстных,
Всегда долгожданных и очень желанных
о разнообразных и разных оргазмах...
* * *

Первый, сокращенный вариант, был записан позже второго, уже классе в 8-м. Исполнялся на 8 марта. Как бы под Евтушенко.

Примерно 1967 год

Для Д.Минаева

Хирург обнаружил на теле нарыв,
Червей для рыбалки из кучи нарыв.
К хирургу, червей для рыбалки нарыв,
Коллега пришел и разрезал нарыв.
Надел свой халат и разрезал нарыв
Хирург, для рыбалки наживку нарыв.
Больной крепко спал.
Отек быстро спал.
Отек вовсе спал
Пока больной спал.
А утром, когда все начнут просыпаться,
Наживка не будет у них просыпаться.

Примерно 1968 год.

Про мальчика Петю

Много Петь стали хором петь
Про деревню Родионово
И про Петю Родионова
Ради Пети Родионова
Ради Пети, ради оного.

Примерно 1966 год.

Это в пионерлагере в Керчи 1967 такой каламбурчик случился.

Мы поехали с Аленой
На лиман с водой соленой.
А потом водой соленой
Долго брызгались с Аленой.

1967 год, лето.

|
|
|
|
Designed by http://www.cmgtechnologies.com/ , Copyright © ZhiVo 2010