|
|
|
|
Сайт всех тех, кто когда-либо учился или работал в нашем интернате

ПЕТР I И МАРИЯ КАНТЕМИР

 

Анискинское сельское поселение
Анискино и Тимофеево
Храм у Стромынской дороги
Тимофеево
Поселок Биокомбинат
Райки - Юность
Улиткино
Петр I и Мария Кантемир
Как Марьино Улиткиным стало
Медное Власово
Топорково
Мизиново
Орловский
Кармолино
Леониха
Камшиловка
Поселок Чкаловский
Гребнево

 

Петр I и Мария Кантемир – любовь и смерть

История жизни княжны Марии примечательна и может быть соотнесена с жизнью Марии Магдалины. Она родилась 29 апреля 1700 г. в день далекий от дня св. равноапостольной мироносицы Марии (22 июля) и следовательно крещена не в ее святое имя, и храм в память "кающейся грешницы" поставлен по другой причине.

Мария Кантемир 1710-е - 1720-е годы Портрет из Третьякской галереи
http://www.tretyakovgallery.ru/dataphotos/f/fb/fb039f5ff94bc02318c6c1543759d1b2.jpg

История князей Кантемиров в России началась со злополучного Прутского похода. Россия вынуждена была уйти с Валахии (Молдавии), и вместе с петровским войском ушел и валашский государь Дмитрий Кантемир со своим семейством. Тогда у него были дочь Мария и 5 сыновей (по другим данным, две дочери, обе – Марии, одна из них умерла в 1720 г. 19-летней).

В 1721 г. между 49-летним Петром I и 20-летней Марией Кантемир вспыхнула любовь. В мае 1722 царь Петр выехал из Москвы в Нижний Новгород, Казань и Астрахань, откуда начался его Персидский поход. Его сопровождала Мария и отец ее Дмитрий Кантемир. У нее от Петра рождается сын, новая надежда царя на наследника. Напомним, что в 1719 г. в тюрьме умер его сын Алексей, а родившийся у Екатерины в 1720 сын умер в младенчестве.

Царь вернулся из похода в Москву в декабре 1722. История этой любви стала известна двору и была сообщена австрийским посланником императору. Учитывая возможное высокое назначение Марии, в 1723 г. ее отец был пожалован званием князя Римской империи, и она как бы получала тоже это звание и могла стать уже достойной по званию супругой царю Петру.

Дмитрий Кантемир
http://www.enews.md/news/listnews/2535/last/year/

Но у Марии их сын тоже умирает, вместе с ним умирает не только надежда Петра, но и надежда Кантемиров на возвращение в Молдавию с Русским войском. В 1723 умирает и ее отец. Мария замыкается в имении Кантемиров, подаренное Петром. Она пребывает в опале при императрице Екатерине I, но приглашается ко двору фрейлиной при Анне Иоанновне. Мария не выходит замуж и не стремится к этому. К ней сватается грузинский царевич, но воспоминания мешают ей дать согласие. Она удаляется от двора и большую часть времени проводит в своем доме на Покровской в Москве. Отсюда идут ее письма к брату Антиоху в Париж, посланному туда дипломатом. В этой переписке ее последнее утешение. Но приходит новая трагедия – поэт и первый сатирик России, один из самых образованных людей страны Антиох умирает 1744 г. в Париже 35-ти лет.

В 1745 г. в поисках уединения Мария покупает Улиткино, и в ревизских сказках Улиткина появляется запись о "светлейшей княжне". Выбор был неслучаен. Соседнее Гребнево принадлежит давно ее близким родственникам, князю Ивану Юрьевичу Трубецкому, отцу Настасьи Ивановны – с 1717 г. второй жены князя Дмитрия Кантемира, «мачехи» Марии. Нет сомнения, что и сама Мария много раз бывала в Гребневе летними месяцами.

Мария Кантемир умерла 250 лет назад 9 сентября 1754 г., и улиткинцы говорят, что она погребена по завещанию под алтарем храма на глубине 5 метров. Осталась от нее множество писем и краткие сообщения современников.

Император Всероссийский Петр I
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/72/Peter_der-Grosse_1838.jpg

…В 1761 году село было куплено у наследников Марии "содержателем шелковой фабрики" Андреем Яковлевичем Наврозиным и иноземцем Петром Матвеевичем Клоппом, и, таким образом, не только на севере края во Фрянове, но и в средней его части явилось промышленное шелкоткачество, что ускорило массовый переход в соседних селениях к домашнему шелкоткацкому ремесла. "Экономические примечания" 1773 г. сообщают, что в селе было 12 дворов с 80 крестьянами, принадлежащими шелковой фабрики содержателю А.Я.Наврозову, "женщины сверх полевой работы прядут лен для своего употребления и мотают шелк (разматывают шелковые нити с кокона шелкопряда)". Фабрика и село переходит затем к московскому купцу Панкратию Колосову, а затем к его сыну Ивану. Здесь были построены три каменных корпуса для фабрики "с водяной машиной". В производстве участвовали ткачей – 71 чел., переборщиков – 50, рисовальщик –1, десейный мастер – 1, сновальщиков – 2, мастер прядения шелка – 1, при трощении и развивке шелка женщин – 120, вспомогательных рабочих 13, всего 226 человек – все приписные крестьяне.

Фабрике было очень трудно конкурировать с массой появившихся "свободных" крестьянских небольших фабрик. Купец П.Колосов в конце XVIII века даже жаловался в Мануфактур-коллегию: "Ныне работа против прежнего со уменьшением за силою умерших людей и последовавших в материалах и шелках и во всем дороговизны, также и от размножившихся кустарей по селам и деревням крестьянами". К концу первой трети XIX века фабрика была вынуждена уступить первенство быстро захватившему лидерству щелковскому кусту предприятий и прекращает свою работу.

В 1832 г. здесь было 130 душ семей мастеровых и дворовых и 176 душ крестьянских. Была продолжена работа по расширению храма. В 1842 году был освящен новопостроенный правый – скорбященский придел, а к началу 50-х годов был закончен и левый – во имя святителя Николая, и трехъярусная колокольня. Эти новые работы связаны с именем священника храма о. Андрея Соколова.

В 1852 г. Марьино Улиткино тож "принадлежит разночинцам" (разных чинов небольшим владельцам), имеет 20 дворов со 155 душами, о фабрике уже не сообщается.

В 1912 году старая шелкоткацкая традиция была поддержана Трубинскими, Висковыми, более 100 лет занимавшимися шелкоткачеством, - здесь и в соседнем Топоркове отмечена фабрика Павла Петровича Вискова. Священник ц. Марии Магдалины протоиерей Иоанн Кротков был благочинным 3-го церковного округа Богородского уезда.

Храм был закрыт в 1934 г. Старожилы помнят, каким благолепием сиял храм до разрушения, какой великолепный был церковный хор. В одном из деревенских домов хранится осколок от сброшенного "богоборцами" советского времени и разбившегося колокола. Еще предстоит узнать судьбы последних священников, с которыми жестоко боролась советская власть. Известно, что в 1923 г. в храме служил о. Василий Сунгуров. Недавно было найдено в списках расстрелянных и его имя – священник Сунгуров Василий Арсеньевич (1876 – 21.9.1937), Московская о., Истринский р., д. Брыково, Богоявленская церковь. Еще предстоит проследить судьбу его семьи.

В истории местной церкви, составленной в 1990-е гг. так говорится об этих временах: "Подувшие после 1917 года "ветры перемен" начисто смели кресты с куполов и колокольни, а в середине 60-х годов сровняли с землёй и всю пристройку XIX века. – говорится в истории храма. - От былой красоты остался лишь четверик XVIII века, лишившийся светового барабана и апсида. При советской власти в храмовых стенах располагался клуб и кинотеатр, а в последние годы он был превращён в магазин. В такой печальной обстановке и началось возрождение святыни в 1996 году".

К престольному празднику 1998 г. был сделан временный иконостас и обустроен алтарь. Знаменательным событием стало перенесение 24 апреля 1999 года, накануне недели жен-мироносиц, иконы св. Марии Магдалины, которая долгие годы, после закрытия в 1934 году улиткинского храма, хранилась в Никольском храме Гребнева. Крестный ход из Гребнево в Улиткино восстановил как бы незримую благодатную нить между двумя храмами, рожденную 250 лет назад в год создания храма.

По материалам http://www.bogorodsk-noginsk.ru/atlas/sshelkovskiy/aniskinskiy.html


Ещё о Марии Кантемир

  Ещё фильм
|
|
|
|
Designed by http://www.cmgtechnologies.com/ , Copyright © ZhiVo 2010