|
|
|
|
Сайт всех тех, кто когда-либо учился или работал в нашем интернате

ТОПОРКОВО

 

Анискинское сельское поселение
Анискино и Тимофеево
Храм у Стромынской дороги
Тимофеево
Поселок Биокомбинат
Райки - Юность
Улиткино
Петр I и Мария Кантемир
Как Марьино Улиткиным стало
Медное Власово
Топорково
Мизиново
Орловский
Кармолино
Леониха
Камшиловка
Поселок Чкаловский
Гребнево

 

Сельцо Топорково (Богородское)

Влево от Стромынского тракта перед озером, не доезжая километр до Мизинова – дорога на Топорково. Сегодня асфальтовое шоссе через полукилометр приводит в Топорково. Из более чем сотня селений Щелковского края не более 20 мы можем определить достоверно происхождение их названия.

Старинное селение в Шеренском и Отъезжем стане близ Стромынской дороги, названо по фамилии владельцев его в конце 16 века Никиты, Ивана, Григория и Степана Афанасьевича Топорковых. В 1623 году как "пустошь, что было прежде сельцо Топорково", записана за Андреем и Михаилом Клешневыми. Через 9 лет при Михаиле Бахтеярове-Клешневе стало опять жилым сельцом – 7 дворов крестьянских с 18 чел.

К 1678 году – число крестьян в дворах выросло до 21 чел да добавился двор задворный с 3 чел. 10 лет спустя Топорково перешло к детям его – Дмитрию и Федору Михайловичам Клешневым. В 1704 здесь были двор вотчинников и 13 дворов крестьянских с 37 чел.

В 1705 году по челобитью стольника Федора Клешнева в Топорково привезена из села Воскресенского Черноголовской волости старая разобранная церковь, которую освятили во имя Казанской Пресвятой Богородицы и первым ее священником был Аврам Евсеев, а дьяконом – Григорий Евсеев, вероятно, брат священника.

В 1727 году село, названное по церкви Богородское , продано было жене князя Ивана Матвеевича Вяземского Наталье Михайловне урожденной Грязновой.

В 1736 году село это перекуплено вдовою князя Дмитрия Константиновича Кантемира Настасьей Ивановной и вошло в состав обширного имения Гребнево от Трубино до Щелкова.

В 1756 году церковь сгорела и была возобновлена.

Во многих энциклопедиях селение Топорково упоминается в связи с тем, что здесь родился в 1761 году сын местного пономаря, знаменитый проповедник Михаил Десницкий, митрополит Петербургский.

В 1864 году автор очерка о путешествии в Берлюков монастырь писал:
"За каменною монастырской оградой в сосновой роще воздвигнута небольшая церковь с колокольней, деревянная, снаружи и внутри оштукатуренная, во имя Божия матери, Казанские иконы Ее. Церковь эта перевезена по желанию митрополита Платона из села Топорково, за семь верст от обители; она знаменательная тем, что в ней крещен был блаженной памяти митрополит Новгородский и С.-Петербургский Михаил. Отец Парфений при вступлении своем в Берлюки нашел Казанскую церковь совсем обветшалою… он возобновил ее, построил колокольню и оштукатурил ту и другую, а на колокольне на пожертвованные благотворителями деньги повесил восемь колоколов, до 120 пудов весу во всех". [Иван Шевелкин. Поездка в Берлюковский монастырь. /Душеполезное чтение. Ежемесячное издание общепонятных сочинений духовного содержания. 1864. ч.3., повторно "Богородский край" под ред. Е.Маслова, 1996 №4, стр.18]

Кто же такой был наш знаменитый земляк.

Это был митрополит Петербургский Михаил Десницкий (1762, Топорково – 1824, СПб.) – известнейший проповедник и ревнитель духовного просвещения своего времени.

Митрополит Петербургский Михаил Десницкий
http://www.chronologia.org/dcforum/DCForumID2/201.html

Отроком Матвей Михайлов (имя Михаил он получил в монашестве), из семьи бедного пономаря небольшого села Топорково, воспитывался в Троицкой семинарии, где вероятно и обрел фамилию Десницкий. Митрополитом Платоном в числе 9 лучших семинаристов направлен в Филологическую семинарию при "Дружеском ученом обществе" просветителя Н.Новикова, где получил всестороннее литературное образование; слушал также лекции в Московском университете и Духовной академии. Несмотря на столь высокое образование, он выбирает пастырское служение и рукоположен в 1785 г. в священники церкви Иоанна Воина в Москве.

Известность его как проповедника быстро растет.

А в 1797 г. Павел I, случайно услышав его проповедь, приглашает его в придворные священники в СПб. Здесь он получает возможность издать первые проповеди и за 20 лет издал более тысячи страниц своих "слов" – обращений к душе человеческой.

После внезапной смерти жены и детей в 1799 г. о. Матвей принимает монашество под именем Михаил и под его попечение передается Юрьевский монастырь в Новгороде. В 1802 г. назначен Епископом Старорусским, в 1803 г. – Черниговским. В 1807 г. он получает сан архиепископа. С 1814 г. он снова в СПб., в Синоде, где вместе с молодым ректором Петербургской духовной академии Филаретом возглавил работы по совершенствование духовных училищ и издание книг Библии на славянском и русском языке. Вместе с этим почти каждое воскресенье и в праздники его голос звучит в соборе Александро-Невской лавры. В 1818 г. назначен митрополитом Петербургским.

В 1820 г. царь Александр I в письме к княгине Мещерской много строк посвятил митрополиту Михаилу: "Тысячу раз поблагодарите митрополита за его память, а в особенности за его благословение, которое я никогда не принимаю его иначе, как с живейшим душевным ощущением, что получаемое от него благословение есть благословение Всевышнего, так как действующую силу его он получил с верою у Спасителя, которого никогда не призывают без пользы. Скажите ему, что я более чем когда-либо нуждаюсь в этом благотворном благословении и в его молитвах, ибо мы заняты здесь одним из самых важных, но и трудных дел. Дело это заключается в том, чтобы изыскать целебное средство против господства зла… Сила молитв такого существа как митрополит, беспредельна, когда сердца, преисполненные верой, прибегают к ним с всем чувством убеждения в их действительности, а я нахожусь перед ним в таком именно положении".

В 1824 г. смерть прервала его труды.

Один из его биографов, черниговский священник Михайла Доброгаев, так заканчивает свой очерк о проповеднике:

"Скончался ты, и смерть сурово
Сомкнула вещие уста.
Но не умрет с тобою слово,
Которым ты будил сердца!
На почву бросил ты зерно,
И нива расцветет богато,
Сторицею взойдет оно".

Проповеди его неоднократно переиздавались, а в 1854 вышло полное многотомное собрание его сочинений. Мы верим, что избранные из его проповедей будут изданы и на его родине.


"Село Топорково было приписано к Никольской церкви села Гребнево в 1792 году за малоприходством ( в приходе было только 9 дворов), бывшая в нем деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в 1805 г. разобрана и отдана в Николаевскую Берлюковскую пустынь, где сделана кладбищенскою… Казанская икона Божией Матери и колокол, вылитый в ст., бывшие в церкви села Топорково, были переданы в храм села Гребнево, где находятся и поныне, а Топорково впоследствии было приписано к соседнему селу Улиткину церкви Марии Магдалины", - так писал в 1903 году посетивший наш край Иван Федорович Токмаков, автор первой книги о Гребневе.

Он также сообщает, что "на Казанской Иконе Божией Матери сохранилась следующая надпись: 1758 г. октября 7-го дня поновлен сей образ в Москве, а в Топорково церковь сгорела 1756 г. в день Благовещения Богородицы и с сего пожара выхвачен… Умской Богдан Васильев сын". [Токмаков И.Ф. Историко-статистическое описание села Гребнева. М. 1903].

Старинные фамилии с-ца Топоркова по Ревизской сказке 1834 г.: Ардинов, Благочинный, Варзов, Дворянов, Жаменев, Калатухин, Карабасов, Комаров, Кулик, Левашов, Маричев, Марков, Михайлов, Михайлычев, Пичугин, Черемихин, Чигиринин, Бирюков, Чубаров, Щукин.

В 1834 году – 37 домов, 20 фамилий, 132 муж. и 117 жен. [ЦИАМ ф.51 оп. 8 д.185 ]

В 1899 году – Гребневской волости, 66 изб, 284 жит с 129 га пашни, 13 га покосов и 90 га леса. В 1912 году здесь была шелковая фабричка Павла Петровича Вискова (9 муж. и 4 жен.).

В 1914 году в сельце – шелкоткацкая фабрика топорковского крестьянина Левашова Павла Петровича.

В 1926 году – 360 жит. с 104 га пашни и 208 га леса.

Как и во многих сельских поселениях здесь интенсивно ведется строительство красивых сельских особняков – дач москвичей. С приходом демократических перемен поставлена столб-часовенка, а с возобновлением богослужений в Улиткине, восстановлена традиция совершения крестного хода из Улиткино в Топорково на Праздник Казанской Богоматери, бывшего когда-то престольным праздником этого селения.

По материалам http://www.bogorodsk-noginsk.ru/atlas/sshelkovskiy/aniskinskiy.html

|
|
|
|
Designed by http://www.cmgtechnologies.com/ , Copyright © ZhiVo 2010